Новости с мест

Ответить
Aerohod
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 17 авг 2009, 14:51

C начала года спасли почти 200 человек

Сообщение Aerohod »

Сотрудники Петербургского спасательного отряда с начала года спасли почти 200 человек

Общество ► Безопасная жизнь 16 августа, 12:40

Глава отряда Вячеслав Макухин отмечает, что "объемы работ большие", и ежедневно спасателям поступает от трех заявок

Изображение

© Денис Вышинский/ТАСC

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 августа. /ТАСС/. Сотрудники Санкт-Петербургского поисково-спасательного отряда, состоящего из трех подразделений, в первом полугодии провели около 500 операций и спасли почти 200 человек. Об этом ТАСС сообщил руководитель отряда Вячеслав Макухин.

"За полгода нами спасено 177 человек, из них семь детей, выполнено 487 аварийно-спасательных и других неотложных работ. В среднем к нам поступает от трех заявок в день, объемы работ большие", - рассказал он.
У каждого из спасателей много историй, часть из них связана с рыбаками, чрезвычайные ситуации с которыми происходят каждую зиму. "Часто льдины разрываются и люди начинают тонуть", - рассказал начальник поисково-спасательного подразделения (ПСП) "Красная горка" Иван Хрусталёв. В этом году, вспомнил он, треснула льдина, она было большой, около девяти километров в длину и пары километров в ширину. "К нам пришла заявка, что чуть дальше Шепелевского маяка, это такой мыс, произошла ЧС. Мы незамедлительно прибыли туда", - рассказал Хрусталёв. К приезду спасателей льдина начала стремительно трескаться. "Мы поняли, что действовать надо незамедлительно, времени на раздумье не было. Было принято решение спасать рыбаков при помощи катера на воздушной подушке. Но рыбаков очень много, не пять человек, как проходило по заявке, около 25. Мы приступили к спасательной операции, снимая людей с этих льдин", - рассказал Хрусталёв.

Сани дороже жизни
По его словам, эвакуация проводилась нормально, пока один из рыбаков, приехавший на мотосанях, попросил забрать и их. "Забрать сани мы никак не могли, был бы перегруз, мы бы все пошли ко дну. Тогда ему сказали, что бросайте сани - жизнь дороже. Один из них согласился, а вот второй продолжил настаивать на своём и заявил, что без саней никуда не поедет. Я его спросил, мол, ты чего творишь? Умирать будешь из-за них?", - вспомнил Хрусталёв.

Он признался, что компромисс в итоге был найден. "Было принято решение, что рыбак разберет эти сани по частям, так как их конструкция позволяла это сделать. Пока он разбирал свой любимый транспорт, спасатели забрали всех оставшихся людей на льдине и вернулись за упрямым мужчиной", - добавил спасатель. По его словам, к этому времени льдину откинуло уже на три километра от берега. "В итоге его вынесло уже к самому фарватеру, а льдина разломилась на куски. Я держал связь с ним по телефону.

Льдина тем временем становилась все меньше и меньше, в итоге ее размер оказался 50 на 50 метров", - рассказал Хрусталёв.

Спасение с помощью вертолёта
Тогда было принято решение о спасении горе-рыбака с помощью вертолета. Речи о санях уже не шло, к тому времени они утонули. "Я ему говорю, мол, ты забурись, мало ли вертолет будет опускаться и тебя сдует, мы тебя не зря спасаем", - вспоминает Хрусталёв. К тому моменту льдина уже стала три на три метра.

"Но мы его успели спасти! Наши судна подсвечивали прожекторами, чтобы вертолету было удобней забрать рыбака. Все со стороны выглядело, как в кино. А знаете, что самое главное - это глаза спасенного после проделанной операции. Это дорогого стоит. И лучшая награда для спасателя", - сказал Хрусталёв, добавив, что он горд собой и своими коллегами. "Это наша повседневная работа", - заключил он.

Условия для труда спасателей
Во всех трех подразделениях Санкт-Петербургского спасательного отряда есть все необходимое для дежурства спасателей. Они говорят, что жаловаться им не на что. Здесь есть и комната отдыха, оборудованная удобными спальными местами, и сауна, и тренажерный зал, кухня с необходимой бытовой техникой. Кроме того, в каждом филиале сделан капитальный ремонт, а на территории филиала поисково-спасательного подразделения "Кроншпиц" оборудован музей в здании 1754 года. В нем можно увидеть основные этапы развития поисково-спасательных отрядов. Сам музей отреставрирован силами МЧС.

Санкт-Петербургский поисково-спасательный отряд состоит из трех подразделений, которые обеспечивают безопасность Северной столицы, Ленинградской области и акватории Финского залива. Это ПСП "Берег" в поселке Смолячково, "Красная Горка" в поселке Лебяжье и "Кроншпиц" в городской черте. Сейчас в Петербургском ПСО служат 68 человек, все они они прошли обучение и имеют квалификацию спасателя. В ближайшее время руководство северо-западного регионального центра МЧС планирует увеличить общий штат до 75 человек, чтобы в каждой смене было по шесть человек. Санкт-Петербургский ПСО является филиалом Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда, который базируется в Мурманске. Его общая штатная численность составляет 648 человек.

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/mchs/4485158
Aerohod
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 17 авг 2009, 14:51

Сотрудничество с Крымом

Сообщение Aerohod »

23.08.2017 17:32

Дмитрий Миронов: «Мы готовы поставлять в Крым аналоги зарубежной продукции»

Изображение

Итоги деловой поездки в Республику Крым делегации региона под руководством врио губернатора Дмитрия Миронова были подведены 23 августа на расширенном заседании правительства Ярославской области.

Визит состоялся 14 – 15 августа. Вместе с руководителями органов исполнительной власти регион представляли директора 18 ярославских предприятий. В рамках программы был широко представлен экономический потенциал Ярославской области, а также подписан ряд значимых для региона соглашений.

– Многие виды продукции наших предприятий уникальны и вполне способны заменить импортные аналоги, которые перестали поступать в Россию из-за западных санкций. И в рамках этой поездки мы смогли представить крымчанам лучшие образцы, – отметил Дмитрий Миронов. – Уверен, что наше общение было полезным обеим сторонам. Мы всегда открыты для экономического и культурного взаимодействия и готовы обсуждать любые идеи и предложения.

График работы ярославской делегации был весьма насыщенным. Как сообщил в докладе об итогах визита заместитель председателя правительства области Максим Авдеев, в течение двух дней проведены встречи с 18 министерствами и ведомствами республики, состоялись деловые переговоры представителей бизнеса Ярославской области с крымскими коллегами. В результате достигнуты договоренности о поставках на полуостров дорожной, коммунальной и сельскохозяйственной техники. Производственная компания «Ярославич» и завод дорожных машин подписали соглашение с Корпорацией развития Республики Крым. Документ предусматривает не только поставку техники, но и строительство специализированного торгово-выставочного центра.

Еще одно перспективное направление сотрудничества – сельское хозяйство. Некрасовский сельхозкооператив «Коммунар» получит 500 гектаров земли на территории агропарка «Вересаево» в Сакском районе Крыма для выращивания ранних сортов картофеля. В дальнейшем будет построено овощехранилище на 10 тысяч тонн продукции.

Также ярославская делегация посетила два крупнейших предприятия полуострова: ФГУП «Судостроительный завод «Море» и АО «Завод «Фиолент». Сотрудничество с первым позволит рыбинскому «Вымпелу» достраивать свои суда на Черном море и обеспечит крымское предприятие заказами до 2030 года. Соглашение о сотрудничестве, подписанное в Совете министров республики, предполагает совместное строительство серии скоростных судов на подводных крыльях. Они будут курсировать по маршруту, объединяющему города на морском побережье Кавказа и Крымского полуострова РФ. Кроме того, судостроительным заводам полуострова сделаны предложения по строительству электростанций и по поставкам высокотехнологичной лакокрасочной продукции и гибких ограждений для судов на воздушной подушке.

Завод «Фиолент» уже сотрудничает с ОДК «Сатурн»: выпускает системы управления для морских корабельных двигателей, которые производят в Рыбинске. После визита ярославской делегации наметилось еще несколько перспективных направлений взаимодействия. Речь идет о применении модификации локальной системы управления «Кронос-ФР» для управления двигателем М70ФРУ, о разработке и изготовлении локальной системы управления главным газотурбинным агрегатом для фрегата проекта 11356.

Внесет свой вклад Ярославская область и в укрепление туристической инфраструктуры Крыма. Компания «Ринг Премьер Отель» намерена построить четырехзвездочную гостиницу в одном из городов полуострова. АО «Русская механика» готово поставлять на полуостров квадроциклы и мотовездеходы, а ГК «Паритет» – прогулочные суда и водные велосипеды Seabike.

– Республика Крым имеет стратегическое значение для Российской Федерации. На сегодняшний момент потребности этой территории полностью соотносятся с производственными возможностями Ярославской области, – подчеркнул Максим Авдеев. – В первую очередь это касается энергетического машиностроения, производства дорожной, коммунальной и сельскохозяйственной техники. В состав делегации были включены все предприятия, заявившие о желании участвовать в поездке. Для каждого из них была сформирована деловая повестка. При этом мы везли в Крым информацию обо всех видах продукции и услугах, которые сегодня наш регион может предоставить полуострову.

В дальнейшем сотрудничество между Ярославской областью и Крымским полуостровом будет расширяться, в том числе в рамках протокола о намерениях, сторонами которого являются правительство региона и Совет министров республики.

Итоги визита также положительно оценил министр промышленной политики Республики Крым Андрей Васюта, который принял участие в заседании с помощью видео-конференц-связи:

– У нас сложились давние добрые отношения с предприятиями оборонно-промышленного комплекса Ярославской области. Мы активно сотрудничаем, и я уверен, что знакомство с предприятиями гражданских отраслей промышленности также будет иметь хорошие перспективы. Дальнейшее взаимодействие и расширение интеграционных связей имеют ключевое значение для обеспечения социально-экономического развития наших регионов.

Источник: https://yarreg.ru/articles/dmitriy-miro ... produkcii/
Aerohod
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 17 авг 2009, 14:51

Сверхбыстрый поезд Hyperloop

Сообщение Aerohod »

Россия может стать первой страной, где запустят сверхбыстрый поезд Hyperloop

28 августа 2017, 16:37

Редакция «ФедералПресс»/Ирина Мангалица

Глава технологического отдела компании Hyperloop One Джош Гайгел заявил, что Россия может стать первой страной, где заработает сверхскоростной поезд.

Изображение

Он сообщил, что составы Hyperloop, скорее всего, для начала запустят не в США. Есть высокая вероятность того, что первой страной его появления станет Россия, пишет ТАСС. По словам Гайгела, санкции не помешают реализации этого проекта на территории РФ.

«ФедералПресс» напоминает: Hyperloop (гиперпетля) – транспортный проект по идее миллиардера Илона Маска. Это капсула на воздушных подушках, которая должна перевозить пассажиров по трубам в условиях низкого давления (почти вакуума) со скоростью около 1200 км/ч – близкой к скорости звука. Президент России Владимир Путин уже пообещал поддержку проекту.

Источник: http://fedpress.ru/news/russia/economy/1844919
Aerohod
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 17 авг 2009, 14:51

Метеоры в Балаково

Сообщение Aerohod »

Валерий Радаев рассказал Президенту об идее строить «Метеоры»

13:5101.09.2017

Изображение

О намерении строительства в Балаково скоростных катеров на воздушной подушке рассказал Президенту Владимиру Путину врио губернатора Саратовской области Валерий Радаев на прошедшей встрече в Москве.

Идею строительства на базе Балаковского судостроительсного – судоремонтного завода скоростных речных пассажирских катеров глава региона предложил работникам предприятия во время своего визита в Балаково еще в июле.

Судостроителям идея понравилась, и они пообещали разработать проект. Валерий Радаев пообещал в свою очередь заручиться поддержкой Президента и приступить к строительству «метеоров» как можно быстрее.

Обещание свое Валерий Радаев выполнил, рассказа в главе государства о своих планах по развитию пассажирского флота в регионе.

- Хотел бы Вас проинформировать. Не менее важную ставим перед собой задачу, учитывая, что живем на Волге. 480 километров протяженность Волги по территории области с севера на юг, задачу такую ставили перед нашим бизнесом – еле нашли по всей стране два стареньких, будем говорить, «Метеора», так как быстродвижущиеся теплоходы очень сильно востребованы. Хотели туристические маршруты делать, а люди уже хотели вернуться, как было ранее, чтобы ходить на эти территории, в самые наши отдаленные районы. В этой части надежности, конечно, мало, там 90-й год выпуска. Учитывая, что у нас есть судоремонтный завод в Балаково, если можно было бы поручение также Министерству промышленности, рассмотреть Министерству транспорта, возможно, задействовать наши мощности для того, чтобы именно для рек такую машину построить, - рассказал Владимиру Путину врио губернатора Саратовской области.

Источник: http://www.go64.ru/news/1780032
Aerohod
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 17 авг 2009, 14:51

"Газпром добыча Ямбург" добыл 11 миллиардов кубометров газа

Сообщение Aerohod »

"Газпром добыча Ямбург" добыл 11 миллиардов кубометров газа сверх плана.

В перспективе - новые рекорды.

04 сентября в 16:56

Изображение

"Газпром добыча Ямбург" с размахом отметил День работников нефтяной и газовой промышленности. Праздничные мероприятия прошли в Новом Уренгое, Ямбурге и Новозаполярном.

Работников предприятия встречали активисты Совета молодых ученых, вручая праздничный номер газеты "Пульс Ямбурга". Всех желающих фотографировали на фоне пресс-волла с запоминающимися хэштегами.

Поздравил коллектив и гендиректор ООО "Газпром добыча Ямбург" Олег Арно. Он отметил весомый вклад компания в развитие нефтегазовой отрасли.

"На сегодняшний день суточная добыча газа составляет 385 миллионов кубометров. При этом с начала года сверх первоначального плана добыто более 11 миллиардов кубометров газа. В период пиковых нагрузок мы сможем обеспечить добычу в объеме 522 миллионов кубометров в сутки, – поделился руководитель предприятия. – Добыча газового конденсата по итогам 8 месяцев составила 2 миллиона 800 тысяч тонн. Это серьезные и значимые производственные показатели и, конечно, показатель профессионализма всего коллектива".

Олег Арно добавил, что для поддержания уровня добычи в среднесрочной и долгосрочной перспективе продолжается обустройство Ямбургского и Заполярного месторождений. В 2017 году завершится проект по подключению дополнительных скважин нижнемеловых отложений Ямбургского участка. Всего за время его реализации валанжинский фонд увеличился на 94 скважины. Заполярное месторождение готовится к стадии компрессорной добычи. Первую очередь дожимной компрессорной станции на УКПГ-3С мощностью 96 МВт планируют ввести в эксплуатацию уже в этом году.

Гендиректор "Газпром добыча Ямбург" подчеркнул, что планы предприятия предполагают дальнейшее движение на север с последовательным освоением 7 шельфовых и 3 континентальных месторождений.

"Для освоения акваториальных месторождений Обской и Тазовской губ в ближайшие 15 лет понадобятся две ледостойкие платформы, несколько ледостойких блок-кондукторов, специальное буровое судно и суда снабжения на воздушной подушке. На мысе Парусный будет построена установка комплексной подготовки газа, две очереди ДКС, межпромысловый газопровод, вахтовый поселок, базы снабжения и многое другое, – сказал Олег Арно. – Это весьма амбициозная задача не только для нас, но и для российской промышленности, для конструкторских и проектных институтов".

Генеральный директор также отметил, что большое внимание в компании уделяется вопросам экологической безопасности. На сегодня полностью исключен сброс загрязненных сточных вод в водные природные объекты. На протяжении нескольких лет "Газпром добыча Ямбург" ведет строительство скважин без захоронения отходов бурения.

Как сообщили "Уралинформбюро" в службе по связям с общественностью и СМИ компании, в 2017 году комплексная технология оздоровления ландшафтов Крайнего Севера, разработанная предприятием, была признана лучшей на международном конкурсе неправительственного экологического фонда имени Вернадского.

Источник: http://www.uralinform.ru/news/economy/2 ... erh-plana/
Aerohod
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 17 авг 2009, 14:51

Крымские заводы «Залив» и «Море» полностью обеспечены заказа

Сообщение Aerohod »

5 сентября 2017 16:41

http://portnews.ru/news/245056/

Крымские судостроительные заводы «Залив» и «Море» полностью обеспечены заказами. Об этом в интервью телеканалу «Россия-24» сообщил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. По его словам, речь идет о корветах, кабелеукладчиках, судах-снабженцах и других. При этом завод «Залив» работает совместно с Зеленодольским судостроительным заводом (Татарстан).

Военные заказы составляют 60% в общем объеме судостроения России. Об этом в интервью телеканалу «Россия-24» сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По его словам, доля гражданских заказов будет расти.

Так, благодаря внедрению механизма инвестиционных квот уже размещены заказы на строительство 35 судов рыбопромыслового флота.

Также, по мнению Дениса Мантурова, обновлению флота будет способствовать требование о перевозке угледоводородов судами с двойными бортами с 2018 года.

Судостроительный завод «Залив» введен в строй действующих предприятий в 1938 году и является крупнейшим предприятием Республики Крым, а также одним из самых крупных судостроительных предприятий России. АО «Судостроительный завод «Залив» специализируется на коммерческом судостроении, строительстве судов для нефтегазового сектора, изготовлении оффшорных конструкций и продукции судового машиностроения. Завод имеет две технологические линии постройки судов - стапель грузоподъемностью 2300 тонн и сухой док длиной 360 м и шириной 60 м. В общем объеме реализации доля экспорта составляет более 95%. Основные заказчики - Норвегия, Нидерланды.

Судостроительный завод «Море» – производитель скоростных судов и кораблей военного и гражданского назначения с динамическими принципами поддержания: суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, на воздушной каверне, глиссирующие, а также прогулочные яхты и катера с корпусами из алюминиево-магниевых сплавов. C момента основания компании было построено более 600 судов и кораблей различного назначения, в том числе на экспорт в 25 стран мира.

В октябре 2015 года было создано ФГУП «Судостроительный завод «Море», куда вошли все активы верфи. В 2016 году на предприятии был заложен малый ракетный корабль «Шторм», в 2017 году - пограничный сторожевой катер на воздушной подушке, а также второй малый ракетный корабль.
Aerohod
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 17 авг 2009, 14:51

Корабелы ждут заказа на российского аналога "Мистралей"

Сообщение Aerohod »

15:30 / 06.09.17

Корабелы ждут заказа на проектирование российского аналога "Мистралей"

Изображение

Макет УДК «Прибой» / Фото: nortwolf-sam.livejournal.com

Заказа от Минобороны РФ на эскизное проектирование российского вертолетоносца типа "Прибой" на замену французских "Мистралей" пока не поступало, его концепция разработана Крыловским государственным научным центром в инициативном порядке, сообщил в интервью РИА Новости представитель Крыловского государственного научного центра Алексей Лицис.

Ранее глава ОСК Алексей Рахманов сообщил, что строительство вертолетоносцев "Прибой" заложено в новую государственную программу вооружения на 2018-2025 годы. В мае замминистра обороны РФ Юрий Борисов сообщил журналистам, что первый российский вертолетоносец появится примерно к 2022 году.

"Вертолетоносец "Прибой"…. По нему заказа от Минобороны не поступало, это наша инициативная разработка на замену "Мистралей". Предэскизный проект ориентирован на экспорт", — сказал А. Лицис.

По его словам, это тоже концептуальный проект, ориентированный на экспорт. Дальнейшую работу в случае поступления заказа от Минобороны будет выполнять Невское ПКБ (проектно-конструкторское бюро) совместно Крыловским центром.

А. Лицис сообщил, что разработанная концепция предусматривает несколько вариантов вертолетоносцев, которые, в частности, отличаются функциональностью доковой камерой, то есть способами выгрузки техники.

Классическая схема – это погружаемая док-камера. Корабль осуществляет дифферент на корму, принимает балласт, и плашкоуты своим ходом идут по воде к берегу. Это может быть плашкоут, может катер на воздушной подушке. Второй вариант – сухая стапель палуба, когда портальным краном с палубы грузятся на воду плашкоуты с бронетехникой внутри.

Лицис напомнил, что вертолетоносец типа "Прибой", согласно предэскизному проекту, может взять на борт от 500 до 900 десанта, 10 танков и 50 бронетранспортеров. На борту находятся 12 вертолетов — два поисково-спасательных и 10 транспортно-десантных (ударных). Водоизмещение корабля должно составлять около 23 тысяч тонн, дальность плавания 6 тысяч миль, экипаж – 400 человек.

"Предполагается, что вертолетоносец будет неатомным: энергетическая установка будет либо газотурбинная, либо дизельная", — сказал представитель Крыловского института.

Источник: http://www.arms-expo.ru/news/novye_razr ... mistraley/

МОСКВА, РИА Новости
Aerohod
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 17 авг 2009, 14:51

Российский «Мистраль»: самолеты вертикального взлета усилят

Сообщение Aerohod »

Российский «Мистраль»: самолеты вертикального взлета усилят мощь УДК «Прибой»

Изображение

Фото: wikipedia.org/Artem Tkachenko/CC BY-SA 4.0

08.09.2017 12:58

Генеральный директор Невского ПКБ Сергей Власов в интервью изданию FlotProm рассказал подробности проекта российского универсального десантного корабля «Прибой», призванного заменить французские вертолетоносцы «Мистраль».

По словам представителя ПКБ, Минобороны России сейчас рассматривает возможность и необходимость приобретения такого вида техники. На данный момент никакой официальной конкретики по данному вопросу нет. Однако, учитывая использование авианосной российской группы в Сирии, можно сказать, что такая возможность вполне реальна. Если Россия действительно рассчитывает выполнять свои геополитические задачи, наличие современных авианосцев или вертолетоносцев просто необходима.

На вопрос об оснащенности плавучего дока десантного корабля эксперт рассказал, что на них должны располагаться катера на воздушной подушке «Мурена». Однако не исключен вариант, что и обычные катера также будут размещены на борту корабля. Причем специалист ПКБ отметил, что воздушную группу «Прибоя» могут представлять не только современные вертолеты. Россия сейчас разрабатывает самолеты короткого и вертикального взлета, которые могут использоваться на подобной технике. Власов сообщил, что проекты Як-38 и Як-141 советских времен подходили для таких целей. Ведь другие воздушные образцы на вертолетоносец посадить не удастся.

В вопросе посадки специалисты компании-разработчика также прорабатывают вопрос использования беспилотников. У американцев есть система перехвата и посадки БПЛА на военный корабль. Благодаря ней беспилотный аппарат цепляется специальным крюком и с помощью натянутого троса безопасно сажается. Однако эта система еще не доведена до ума. Возможно, данную концепцию стоит доработать и использовать на «Прибое». Ведь попытки поймать пятитонный беспилотник крюком довольно сомнительны. Россия также работает над этим вопросом и имеет некоторые успехи, резюмировал Власов.
Автор: Артём Колчин...

Источник: https://politexpert.net/63477-rossiiski ... udk-priboi
Aerohod
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 17 авг 2009, 14:51

Программа поддержки промышленности

Сообщение Aerohod »

В Нижегородской области презентована программа поддержки промышленности
17:28 — 13.09.2017

Изображение

Автор фото: https://www.government-nnov.ru/

13 сентября 2017 года на Нижегородской ярмарке вице-губернатор Нижегородской области Евгений Люлин принял участие в церемонии открытия «Нижегородского промышленного салона», посетил экспозиции как нижегородских, так и зарубежных предприятий. В рамках обхода, общаясь с участниками и гостями выставки, Евгений Люлин отметил, что в этом году особое внимание было уделено инновационной продукции предприятий малого и среднего бизнеса. «По сравнению с прошлым годом выставка более полная и масштабная, к нам приехало более сотни зарубежных партнеров, представлены десятки регионов России. Очень много интересных разработок для военно-промышленного комплекса, думаю, что многих заинтересует новая продукция нашего автомобильного завода», - поделился своими впечатлениями вице-губернатор.

По словам министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максима Черкасова, на выставке представлены более 50 предприятий малого и среднего бизнеса региона, которые производят инновационную и перспективную продукцию. «Для нижегородских предпринимателей выставочные площади были предоставлены бесплатно. Кроме того, все эти предприятия получают государственную поддержку. На сегодня промышленный потенциал области достаточно высокий: 80% предприятий провели модернизацию, поэтому сегодня доля инновационной продукции в регионе в 2 раза выше среднероссийского уровня. Продукция самая разная – от высокотехнологичных тканей для одежды до судов на воздушной подушке. Например, буквально год назад наши нижегородские ребята открыли предприятие, а уже сегодня поставили 15 судов для МЧС России», - отметил министр.

Генеральный директор машиностроительного завода «ФоксТанк» Сергей Кожеуров подчеркнул, что участие в данной выставке имеет стратегическое значение для дальнейшего развития предприятия: «Мы благодарны правительству области за предоставленную возможность участвовать в промышленном салоне. Соответственно для нас - это расширение круга нагих клиентов и партнеров, заказы для предприятия, обеспеченность работой нижегородцев, которые работают на нашем предприятии. Кроме того, мы рассчитываем увеличить масштабы производства, создать новую производственную площадку, которая будет в 3 раза больше уже существующей, закупить новое высокотехнологичное оборудование и увеличить число наших рабочих, привлечь высококвалифицированных нижегородских специалистов».

В ходе осмотра выставки также состоялось общение вице-губернатора Евгения Люлина с представителями нижегородских предприятий, которых волновал вопрос господдержки. В разговоре вице-губернатор отметил, что «два дня назад у губернатора проходило большое совещание, где презентовали программу поддержки промышленности, которая предусматривает финансирование, в том числе малых и средних предприятий: доступ к кредитным ресурсам, погашение кредитных ставок и другие вопросы». «Весь инструментарий, который создан в области, будет направлен на поддержку таких предприятий», - прокомментировал Евгений Люлин.

По данным Росстата, по итогам января-июня 2017 года прирост промышленного производства в Нижегородской области составил 7,2%. Данный показатель почти в 3,5 раза превысил среднероссийский уровень (+2%).

Ранее сообщалось, что в 2009 году губернатор Валерий Шанцев утвердил программу поддержки промышленности Нижегородской области, которая, в том числе, предполагает предоставление льготных кредитов на обновление оборудования, предоставление налоговых льгот для промышленных предприятий, которые занимаются техническим перевооружением. По данным министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, за последние 7 лет модернизацию производства провели более 70% промышленных предприятий Нижегородской области.

Источник: http://www.pravda-nn.ru/news/v-nizhegor ... hlennosti/
Aerohod
Сообщения: 787
Зарегистрирован: 17 авг 2009, 14:51

Per aspera ad astra

Сообщение Aerohod »

К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

Изображение

Константин Эдуардович Циолковский, русский учёный и изобретатель в области аэродинамики, теории самолёта и дирижабля, основоположник космонавтики. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

Родился 17 сентября 1857 г. в селе Ижевское Рязанской Губернии в семье лесничего - польского политического ссыльного. Его отец, Эдуард Игнатьевич, был польским дворянином среднего достатка, а мать, Мария Ивановна Юмашева, имела татарские корни, была воспитана в русской традиции. Константин был одиннадцатым ребёнком в огромной семье. Обычно с детьми занималась мать. Именно она научила Константина читать и писать, познакомила с началами арифметики.


В семье у него было прозвище «Птица».

Наверно, потому, что он любил спрыгивать с заборов и деревьев – в его душе жило ощущение полёта.

Изображение

Родители Константина


Рано научившись читать, он любил сочинять продолжение приключений героев. Ему надо было это кому-то рассказать, поэтому за небольшую плату он нанимал на роль слушателя младшего братишку. В 1860 году семья переехала в Рязань. В девятилетнем возрасте, катаясь на санках, Костя простудился и слег со скарлатиной. Болезнь дала осложнение: ребенок потерял слух. В связи с этим он учился с 14 лет самостоятельно.

Изображение

В 1869 г. Циолковский был отдан в первый класс мужской Вятской гимназии. Большими успехами он не блистал, за шалости попадал в карцер. Во втором классе остался на второй год, а в третьем классе и вовсе распрощался с гимназией. Позже он писал: «Учиться в школе я не мог. Учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки. Но постепенно мой ум находил другой источник идей - в книгах...».

В 1870 г., когда Циолковскому было 13 лет, умерла его мама. Горе придавило осиротевшего мальчика. Гораздо острее ощущает он свою глухоту, делавшую его все более и более изолированным. Лишенный поддержки, мальчик учится все хуже и хуже… В 1871 году — отчисление из гимназии c характеристикой «… для поступления в техническое училище».

«Отец вообразил, что у меня технические способности, и меня отправили в Москву. Но что я мог там сделать со своей глухотой! Какие связи завязать? Без знания жизни я был слепой в отношении карьеры и заработка». В 1873 г. Константин оказался в Москве. Он сам находит себе квартиру и, живя буквально на хлебе и воде (отец присылал десять-пятнадцать рублей в месяц), упорно занимается. В Румянцевском музее, который стал для него альма-матер, служил библиотекарем Николай Федорович Федоров, «московский Сократ», апологет русского космизма. Встреча с ним перевернула жизнь Циолковского. Каждодневно с десяти утра и до трех-четырех дня пополудни трудолюбивый юноша штудирует науки в библиотеке. За первый год жизни в Москве пройдены физика и начала математики. На втором Константин преодолевает дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию.

О своей жизни в Москве Циолковский вспоминал: «Носил длинные волосы, просто оттого, что некогда было их стричь. Смешон, должно быть, был страшно! Всё же я был счастлив своими идеями, и чёрный хлеб меня нисколько не огорчал. Мне даже в голову не приходило, что я голодал и истощал себя». Костюм его был прожжён химикалиями и озорные мальчишки кричали ему вслед: «А штаны - то мыши съели?»

Изображение

Однако жизнь в Москве была достаточно дорогой, Циолковский, несмотря на все усилия, не смог обеспечить себя достаточными средствами, так что в 1876 году отец отозвал его в Вятку. Тяжёлые условия жизни в Москве, напряжённая работа привели также к ухудшению зрения. После возвращения домой Циолковский стал носить очки. Константин становится частным репетитором и зарабатывает самостоятельно, а в свободное время продолжает заниматься в городской публичной библиотеке. В 1880 году Константин Циолковский сдает экзамены на учительское звание и переезжает в Боровск, расположенный в 100 километрах от Москвы по назначению от Министерства просвещения на свою первую государственную должность. В Боровске, неофициальной столице старообрядчества, Константин Циолковский жил и преподавал 12 лет.

До обеда учительствовал, а потом допоздна занимался научными исследованиями.

По совету С.В.Ковалевской, Циолковского в Боровске известил П.М.Голубицкий. Он писал позже: «…маленькая квартирка, большая семья, бедность из всех щелей, а посередине разные модели. Хозяин глух, а потому крайне застенчив. Но мысли!.. Здравые и крайне интересные. Как хорошо было бы пригласить этого человека в Москву!..».

Циолковский, будучи дворянином, был вхож в Дворянское собрание Боровска, в 1889 г. он получил чин коллежского асессора.

Отец русской авиации Н.Е.Жуковский в начале 1890-ых годов в письме доброжелательно отзывался об одной статье Циолковского, а через несколько лет, когда встал вопрос о том, кто первый построил аэродинамическую трубу, резко изменил своё мнение. Он предлагал 25 рублей за своё письмо, но Циолковский не согласился. А письмо исчезло из его дома после визита некоего подозрительного журналиста. Жуковский же принялся портить жизнь сопернику как только мог.

Изображение

Циолковский писал, что учителем он прослужил без перерыва около 40 лет. «Через мои руки, - писал он, - прошло примерно 500 учеников и полторы тысячи учениц средней школы. Я прочёл не менее 40000 лекций (по глухоте я не любил спрашивать и потому придерживался лекционного метода). Учащиеся очень любили меня за справедливость и неутомимость в объяснениях. Ну и занимательные опыты я не скупился показывать; на эти опыты шла часть моего жалованья».

Циолковский вспоминал начало своей жизни в Боровске: «Стал искать квартиру. По указанию жителей попал на хлеб к одному вдовцу с дочерью, живущему на окраине города, поблизости реки. Дали две комнаты и стол из супа и каши. Был доволен и жил тут долго.

Хозяин человек прекрасный, но жестоко выпивал. Часто беседовал за чаем, обедом или ужином с его дочерью. Поражён был её пониманием Евангелия. Пора была жениться, и я женился на ней без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась».

Циолковский поставил жене Варе несколько странных условий: не приглашать гостей, не принимать даже родственников и не мешать мужу работать. Супругов связывали разве что дети, а их у них было семеро. На жалованье учителя - 27 рублей в месяц - вполне можно было существовать, но Циолковский значительную часть средств тратил на свои эксперименты.

В 1880-1881г.г. Циолковский написал работу «Теория газов», где изложил основы кинетической теории газов, повторив ранее уже полученные другими учёными результаты. Вторая его работа «Механика животного организма» получила положительный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество.

В этот период Циолковский занимался научным обоснованием цельнометаллического аэростата, обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. С 1896 года он систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов. Изобрёл свою схему газотурбинного двигателя.

Изображение

В 1887 году А.Г.Столетов пригласил Циолковского в Физическое отделение Общества любителей естествознания доложить о своём цельнометаллическом дирижабле. Среди слушателей был и Н.Е.Жуковский.

Вернувшись из Москвы, устав с дороги, он уснул как убитый. Разбудили его крики о пожаре. Ветром принесло непогасшие угли с соседнего двора, и дом сгорел дотла. В огне погибло всё имущество, рукописи, чертежи, модели. Из вещей уцелела лишь швейная машинка. Ему было в то время тридцать лет.

В 1892 г он переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии. Циолковскому принадлежит идея построения аэроплана с металлическим корпусом. В 1897 году он построил аэродинамическую трубу. В этом же году он вывел формулу, установившую зависимость между скоростью ракеты в любой момент, скоростью истечения газов из сопла, массой ракеты и массой взрывных веществ.

Циолковский не только первым предложил идею цельнометаллического дирижабля, но и построил его работающую модель. При этом ученый создал и оригинальный прибор для автоматического управления полетом дирижабля, а также оригинальную схему регулирования его подъемной силы.

Однако чиновники из Русского технического общества отвергли проект Циолковского из-за того, что одновременно с ним с аналогичным предложением выступил австрийский изобретатель Шварц. Тем не менее Циолковскому удалось опубликовать описание своего проекта в журнале «Научное обозрение» и таким образом закрепить за собой приоритет на это изобретение.

Изображение

Однажды при запуске очередного аэростата с высокого берега Оки Циолковский чуть не спалил Калугу: огонь перекинулся с лучины на нить, конструкция загорелась, и её разметало над городом, так что несколько крыш запылало. Пришлось объясняться в полицейском участке. Но что взять с чудака! В Калуге над ним посмеивались, но уважали – он был чем-то вроде местной достопримечательности: долговязый, сухопарый, летом он разъезжал по городу на трёхколёсной машине-велосипеде, а зимой "летал" на коньках по льду реки, ловя ветер раскрытым зонтом, как парусом. Но самыми удивительными были, конечно, его речи о Космосе, о котором, казалось, он знал всё.

Изображение

Вскоре после переезда в Калугу Циолковский тяжело заболел. Нужен был срочно врач, а дома ни копейки. Он почернел, осунулся, корчился от адской, раздирающей боли. Напуганные жена и дети плакали. Помогли друзья, его вылечили от перитонита.

В декабре 1902 г. в Москве покончил жизнь самоубийством сын Циолковского студент-первокурсник Игнат, молодой талантливый математик. В гимназии его называли Архимедом. Цианистый калий положил конец его проклятой бедности. Только через десяток лет притупилось у Циолковского чувство пустоты и ужаса, вызванное трагической смертью сына.

В 1903 г. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновал возможность применения реактивных двигателей для межпланетных сообщений. В этой работе, продолженной в последующие годы, он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. В этом пионерском труде Циолковский:

полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия, вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения, высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения

была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы.

Изображение

И в этом же году им была написана одна из значительных работ мировоззренческого плана - «Этика, или естественные основы нравственности». Потом параллельно шли работы «Ракета в космическое пространство», «Цели звездоплавания», «Звездоплавателям», «Космические ракетные поезда» и «Монизм Вселенной», «Будущее Земли и человечества», «Причина космоса», т. е. со всей очевидностью можно сказать, что Циолковский-философ прошел путь от раздумий философского характера к работам в области космонавтики.

Его работы неоднозначно оценивались современниками, не все в его творчестве приемлем и мы. В своей работе «Права и обязанности существ» ученый писал: «Ошибки, увлечения и заблуждения даже гениального человека неизбежны».

В конце 1904 года семья на скопленные с большим трудом средства купила дом вблизи Оки. В 1908 году случилось наводнение, и от потока погибли все книги и многие рукописи учёного. Бедность была такой, что Циолковский даже обрезал поля на своих рукописях, чтобы уменьшить расходы на пересылку бандеролей.

В 1919-м «от недоедания и мучительного труда» (как записал Циолковский) умер сын Иван, верный ассистент отца, помогавший ему в опытах. Через три года скончалась от туберкулеза самая младшая, Аня, оставив грудного ребенка. А вскоре повесился младший сын Александр, работавший учителем в глухой степной деревне... Из семерых детей Циолковского только две дочери пережили отца. По злой иронии судьбы эти страшные даты совпали со вспышками популярности Циолковского: в 1903-м увидела свет первая часть его фундаментального «Исследования мировых пространств реактивными приборами». В 1920-м была напечатана фантастическая повесть «Вне Земли», наделавшая много шума. Астронавт Нил Армстронг, первым ступивший на Луну, рассказывал, что ее ландшафт в деталях описан Циолковским в рассказе «На Луне».

При Советской власти условия жизни и работы Циолковского радикально изменились. Ему была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Правда, в ноябре 1919-го ГубЧК, заподозрив его в связях с белым движением, несколько дней продержала в кутузке и едва не отправила в концлагерь. Но кто-то из «высших» большевиков спас Циолковского росчерком карандаша: «Освободить и дело прекратить!»

Разработки Циолковского стали интересны новой власти, которая оказала ему значительную материальную поддержку. В 1918 Циолковский был избран в Социалистическую академию общественных наук, а в 1921 г. учёному была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой.

Изображение

В 1926-1929 г.г. Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он - основоположник теории межпланетных сообщений, первым рассмотрел вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли. Является теоретиком освоения человеком космического пространства.

В автобиографической рукописи «Фатум» Циолковский писал: «На последний план я ставил благо семьи и близких. Всё для высокого. Я не пил, не курил, не тратил ни одной лишней копейки на себя, например на одежду. Я был всегда почти впроголодь, плохо одет. Умерял себя во всём до последней степени. Терпела со мной и семья ... Я часто раздражался и, может быть, делал жизнь окружающих тяжёлой, нервной ...»

При внешней медлительности и почти болезненной застенчивости Циолковский был стоек и необыкновенно мужествен, он не боялся мечтать. Он говорил: «Человек во что бы то ни стало должен одолеть земную тяжесть и иметь в запасе пространство хотя бы солнечной системы».

Изображение

Ю.А. Гагарин писал: «Я был ещё студентом техникума, когда для доклада «К.Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях» прочёл ряд работ основоположника космической науки. Циолковский перевернул мне душу. Это было куда сильнее Жюля Верна, Герберта Уэллса и других писателей - фантастов ... Жизнь Циолковского - яркий пример самоотверженного служения любимому делу».

Циолковский любил летними вечерами пить чай в садике. Много лет он носил крылатку с пряжками в виде львиных голов и не признавал письменных приборов, предпочитая чернильные пузырьки.

На крыльце своего дома он стриг машинкой мальчишек со всей улицы. Любил ездить в бор на велосипеде фирмы «Дукс», бегать на коньках «Нурмис».

Многие в Калуге хорошо знали человека в длинном чёрном пальто, в чёрной шляпе, с чёрным шарфиком через плечо, разговаривавшего только с помощью слуховой трубы, которую он сам называл «слухачом».

У него была большая семья - семь человек детей. Жизнь была не только трудной, но иногда попросту голодной. Лишь две дочери пережили отца.

Главным делом своей жизни Циолковский считал свои философские работы, которых у него было более двухсот. Большинство из них никогда не публиковалось. По Циолковскому, человек - это совокупность «атомов - духов», и его назначение, космический долг действовать так, чтобы «им» было хорошо. Его идея состояла в том, что можно преобразовать Вселенную, заполнить её высокоразвитой жизнью, и тогда всем «атомам - духам», а значит, человеку будет хорошо, комфортно. Для этого нужно переделать сначала земную, а затем и космическую жизнь. В философии Циолковского много противоречий. Находясь под влиянием евгеники - науки об улучшении человеческой природы, он считал, что все низкоразвитые формы жизни должны быть уничтожены. В поисках счастья он предлагал уничтожать несчастных. Тех, кому плохо без детей, следует сделать педагогами. К деторождению допускать лишь гениев. К этому разряду он относил и животных, и птиц, и рыб. У Циолковского была странная идея освобождения человека от страстей. Он полагал, что эмоции унижают человека и мешают ему жить.

Изображение

Сам же он был очень эмоциональным, чувствительным человеком. Некоторые работы Циолковского сугубо научны, снабжены расчётами, чертежами, а другие - настоящие молитвы, в них он обращается к Учителю, ищет мир, «полный блаженства». Он грезил о счастье обездоленного человечества, в своём убогом домике в Калуге устроил на чердаке «окно в космос», а сам был глубоко несчастлив и одинок.

Через все его работы красной нитью проходит: «Я не гонюсь за приоритетом, именем или славой. Я знаю, что я работал из всех сил, и счастлив, если моя работа принесла хоть какую-нибудь пользу человечеству. А это для меня величайшее нравственное удовлетворение».

Он был убеждённый домосед. Больших трудов стоило уговорить его поехать в Москву, когда торжественно отмечали его 75-летие. Он и по Калуге не очень - то гулял.

За свою жизнь Циолковский издал множество книжек. Он издавал их за свой счёт крохотными тиражами. В них было много провидений. Он писал: «Мои выводы более утешительны, чем обещания самых жизнерадостных религий». Эти книжечки вызывали насмешки и издевательства.

В 1926-1929 годы Константин Циолковский решает практический вопрос: сколько же нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю? Константину Эдуардовичу удалось вывести формулу, которая называется формулой Циолковского.

Циолковский был из тех людей, кто полностью посвящал себя науке. Он даже женился не по любви, а только лишь с тем расчетом, что жена не станет ему мешать работать. Его отношения с окружающими складывались не лучшим образом, друзей у него почти не было, но были ученики. По воспоминаниям, учёный не был страстным оратором, но у него получалось заинтересовать аудиторию, ученики его любили, чего не скажешь о соседях. Этот калужский абориген, — говорили одни, — выживший из ума человек, полуграмотный невежда, учитель арифметики, ничего не понимающий в науке, берется за решение неразрешимых задач, над которыми бились умы знаменитых профессоров. Этот, с позволения сказать, учитель приготовительного класса сует свой нос в области, к которым он не имеет ровно никакого отношения, — в высшую математику и астрономию! Да ведь это же курам на смех!

Изображение

Циолковского многие принимали за сумасшедшего, что, впрочем, его не особо волновало.

За особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР Циолковский в 1932 награжден орденом Трудового Красного Знамени. 13 сентября 1935 года Циолковский направил письмо в ЦК ВКП(б), в котором завещал свои труды партии и правительству. Сталин прислал Циолковскому ответную телеграмму. 17 сентября Циолковский телеграфировал: «Тронут Вашей тёплой телеграммой. Чувствую, что сегодня не умру. Уверен, знаю - советские дирижабли будут лучшими в мире. Благодарю, товарищ Сталин, нет меры благодарности».

Изображение

В апреле 1935 года Циолковскому, жалующемуся на постоянные боли в желудке, был поставлен диагноз — рак. В конце мая он составил завещание, касающееся дома и имущества. Болезнь быстро прогрессировала, врачебный консилиум стал настаивать на госпитализации и операции, но Циолковский отказывался лечь в больницу, но 8 сентября наконец дал согласие. Вечером его перевезли в железнодорожную больницу и почти сразу положили на операционный стол.

Санитарным самолетом из Москвы сюда уже прибыли два хирурга — профессора Плоткин и Смирнов. Операция была сделана поздно ночью. Но она уже не могла остановить необратимые процессы, ведущие к неминуемому смертельному исходу. Умер К.Э. Циолковский 19 сентября 1935 года в 22 часа 34 минуты. Похоронен в городе Калуге.

Последнее, о чём беспокоился Циолковский, это о том, как бы в истории науки его не зачислили в "обыкновенные" технари. "Многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о её судьбе из-за самой ракеты. Это было бы грубейшей ошибкой. Ракеты для меня – только способ, только метод проникновения в глубину Космоса, но отнюдь не самоцель. Я, прежде всего, мыслитель".

В СССР идеи Циолковского были развиты группой ученых по изучению реактивного движения под руковод¬ством Ф.Цандера. Но это произошло в конце тридцатых годов, когда Циолковского уже не было в живых.

Изображение

В 1954 г. Академия наук учредила золотую медаль его имени «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Москве и Калуге ему сооружены памятники, создан мемориальный дом-музей в Калуге. Его именем назван кратер на Луне.

Идеи Циолковского вдохновили Александра Беляева на создание научно-фантастического романа под названием «Звезда КЭЦ».

Однажды он сказал:

- Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.

- По природе или по характеру я революционер и коммунист. Доказательством тому служит моя работа «Горе и Гений», изданная в 1916 году, еще при царе. В ней совершенно определенно и исключительно проповедуются выгоды коммун в широком значении этого слова.

Изображение

Почему же из меня не вышел активный революционер?

Причины в следующем.

1. Глухота с десяти лет, сделавшая меня слабым и изгоем.

2. Отсутствие, вследствие этого, товарищей, друзей и общественных связей.

3. По этой же причине: незнание жизни и материальная беспомощность.

Исход моим реформаторским стремлениям был один: техника, наука, изобретательство и естественная философия. Сначала все это было в области мечтаний, а потом мое новаторство стало выползать наружу и было причиной, отталкивающей от меня правоверных не сомневающихся ученых. Я был выскочка, реформатор и как таковой не признавался. Кто мог согласиться с человеком, который осмеливался колебать самые основы наук. Как можно отрицать Лобачевского, Эйнштейна и их последователей в Германии и России! Однако у меня были сторонники даже на континенте.

- В деле прогресса человечества мы редко замечаем влияние наследственности. Все эти фарадеи, эдиссоны, форды, граммы, колумбы, ватты, стефенсоны, ньютоны, лапласы, франклины и проч. вышли из народа и не имели талантливых предков. Никаких следов наследственности мы тут не видим. Ясно, что гений более создается условиями, чем передается от родителей или других предков. Таланты у предков, может быть, и были, но, очевидно, на весь мир не проявлялись: они выражались мелочно. Только в очень редких случаях сказывается явно наследственность дарований. Так Гершель-сын и Дарвин-сын были знамениты, хотя далеко не так, как их отцы. Примеров таких в истории гораздо меньше, чем обратных. Вывод такой: гений создается неизвестными нам условиями и подходящей средой. Все же нельзя целиком отрицать и влияние наследственности.

…Как же сказались на мне свойства родителей? Я думаю, что получил соединение сильной воли отца с талантливостью матери. Почему же не сказалось то же у братьев и сестер. А потому, что они были нормальными и счастливыми. Меня же унижала все время глухота, бедная жизнь и неудовлетворенность. Она подгоняла мою волю, заставляла работать, искать.

Изображение

Возможно, что умственные задатки у меня слабее, чем у братьев: я же был моложе всех и потому поневоле должен быть слабее умственно и физически. Только крайнее напряжение сил сделало меня тем, что я есть. Глухота — ужасное несчастье, и я никому её не желаю. Но сам теперь признаю ее великое значение в моей деятельности в связи, конечно, с другими условиями. Глухих множество. Это незначительные люди. Отчего же у меня она сослужила службу? Конечно, причин еще множество: например, наследственность, удачное сочетание родителей... гнет судьбы. Но всего предвидеть и понять невозможно. Человек, выходит, ни в отца, ни в мать, а в одного из своих предков.

- Маленького меня очень любили — родители и гости. Отец сажал на колена, тряс на них меня и приговаривал: еде пан, пан, пан, а за паном хлоп, хлоп, хлоп, на конике гоп, гоп, гоп. Потом я часто то же повторял со своими детьми. Прозвища я получал разные: птица, блаженный, девочка.

Изображение

- У меня была склонность к лунатизму. Иногда ночью я вставал и долго что-нибудь бормотал (без сознания). Иногда сходил с постели, блуждал по комнатам и прятался где-нибудь под диваном. Однажды пришли откуда-то ночью родители и не нашли меня в кровати. Я оказался спящим на полу в другой комнате. У брата, Мити, это было еще сильнее. …Играли в домино и карты. Мне это нравилось, теперь же я не могу видеть без отвращения игральных карт, шашек, шахмат и всяких подобных игр.

- Случилось, что оглобли очков оказались длинны. Я перевернул очки вверх ногами и так носил их. Все смеялись, но я пренебрегал насмешками. Вот черты моего позитивизма, независимости и пренебрежения к общественному мнению.

- Если я не читал и не писал, то ходил. Всегда был на ногах. Когда же не был занят, особенно во время прогулок, всегда пел, И пел не песни, а, как птица, без слов. Слова бы дали понятие о моих мыслях, а я этого не хотел. Пел и утром, и ночью. Это было отдыхом для ума. Мотивы зависели от настроения. Настроение же вызывалось чувствами, впечатлениями, природой и часто чтением. И сейчас я почти каждый день пою и утром, и перед сном, хотя уже и голос охрип, и мелодии стали однообразней. Ни для кого я этого не делал, и никто меня не слышал. Я это делаю сам для себя. Это была какая-то потребность. Неясные мысли и ощущения вызывали звуки. Помнится, певческое настроение у меня появилось с 19 лет.

- Преподавал я всегда стоя. Делал попытку ставить балл по согласию с отвечающей, но это мне ввести не удалось. Спрашиваешь: «Сколько вам поставить?» Самолюбие и стыдливость мешали ей прибавить себе балл, а хотелось бы. Поэтому ответ был такой: «Ставьте, сколько заслуживаю». Сказывалась полная надежда на снисходительность учителя. В каждом классе было две, три хорошеньких. Но на меня никогда не жаловались и не говорили: «Он ставит балл за красоту, а не за знание!» Глядеть на девиц было некогда, да и стыдно было бы оказать малейшее предпочтение. Я даже прибавлял дурнушкам, чтобы не вызывать ни малейшего подозрения в пристрастии.

Изображение

- Герои и смельчаки проложат первые воздушные тропы трасс: Земля — орбита Луны, Земля — орбита Марса и еще далее: Москва — Луна, Калуга — Марс.

- Каждое существо должно жить и думать так, как будто, оно всего может добиться рано или поздно.

- Мы должны быть мужественней и не прекращать своей деятельности от неудач. Надо искать их причины и устранять их.

- Наука имеет чрезвычайно осязательную, так сказать, хлебную важность.

- Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую смелость, но это очень драгоценное свойство людей.

- Проникни люди в солнечную систему, распоряжайся в ней, как хозяйка в доме: раскроются ли тогда тайны мира? Нисколько! Как осмотр какого-нибудь камушка или раковины не раскроет еще тайн океана.

- Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль.

- Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно пребывать в колыбели.

- Я учился, творя…

- Действительность почти всегда опережает воображение пророков.

Изображение

Памятная монета 1 рубль, 1987 год


Рассказывают, что...

* Однажды К.Э.Циолковского пригласили в Москву на полёт аэростата и прислали фотографию летательного аппарата. Он посмотрел фотографию и сказал гостям, приехавшим в Калугу, что полёт не состоится, пояснив это так: «У них верёвка запутается. В нашем деле всегда так - думаешь о главном, а верёвку забудешь, а она окажется самым главным, когда запутается».

В день пуска из Москвы сообщили, что аэростат не полетел: запутались тросы во время наполнения аппарата водородом.

* Завет Циолковского, который всегда помнил С.П. Королёв: думая о главном, не забывай о деталях.

* Первые попытки получить автобиографические сведения от самого Константина Эдуардовича с целью их публикации оканчивались неудачей. Вот что ответил Циолковский литератору и ученому А.И.Яцемирскому, который обратился к нему с просьбой написать автобиографию для сборника «Галерея русских самородков». «Недурно, конечно, оставить автобиографию простую, наивную, без тени лжи и скрытности: она поучительна для потомства, если даже написана человеком самым обыкновенным. Но издание такой автобиографии возможно только после смерти автора... Я бы исполнил Ваше желание, если бы:

1. Я был твердо уверен, что я действительно самородок.

2. Если бы мне не было совестно писать о самом себе и показывать свою физиономию публично, как нечто, заслуживающее внимания».

Изображение

Памятная монета Банка России, посвящённая 150-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. 2 рубля, серебро, 2007 год
Еще более лаконичен ответ Циолковского во втором письме этому адресату. «Я не хочу видеть в печати ни моей биографии, ни тем более автобиографии, потому что считаю появление ее преждевременным... На предложение Ваше я не могу, к сожалению, ничем ответить, кроме как категорическим отказом».

* О своей жизни в Боровске Циолковский вспоминал: "Венчаться мы ходили за четыре версты, пешком, не наряжались, в церковь никого не пускали. Вернулись, и никто о нашем браке ничего не знал.

До брака и после него я не знал ни одной женщины, кроме жены.

Мне совестно интимничать, но не могу же я лгать. Говорю про дурное и хорошее.

Браку я придавал только практическое значение уже давно, чуть не с шестнадцати лет, разорвал теоретически со всеми нелепостями вероисповеданий.

Изображение

В день венчания купил у соседа токарный станок и резал стёкла для электрических машин. Всё же про свадьбу пронюхали как-то музыканты. Насилу их выпроводили. Напился только венчавший поп. И то угощал его не я, а хозяин…

Я никогда не угощал, не праздновал, сам никуда не ходил и мне моего жалованья хватало. Одевались мы просто, в сущности, очень бедно, но в заплатах не ходили и никогда не голодали… Были маленькие семейные сцены и ссоры, но я сознавал себя всегда виновным и просил прощения. Так мир восстанавливался.

Преобладали всё же работы: я писал, вычислял, паял, стругал, плавил и прочее. Делал хорошие поршневые воздушные насосы, паровые машины и разные опыты. Приходил гость и просил показать паровую машину. Я соглашался, но только предлагал гостю наколоть лучины для отопления паровика".

* Один из блестящих продолжателей дела Циолковского академик Сергей Павлович Королев (1907—1966) писал: «Время иногда неумолимо стирает облик прошлого, но идеи и труды Константина Эдуардовича будут все более и более привлекать к себе внимание по мере дальнейшего развития ракетной техники... Циолковский был человеком, жившим намного впереди своего века, как и должно, жить истинному и большому ученому».
Ответить